Перейти к содержанию
Кулинарный форум от A-eda.Ru

Как звуки и музыка влияют на еду. Что заставляет нас покупать фастфуд, а что делает вкус ирисок более сладким


Recommended Posts

Как звуки и музыка влияют на еду. Что заставляет нас покупать фастфуд, а что делает вкус ирисок более сладким


Звуки оказывают огромное влияние на то, что и как мы едим. Чем громче фоновый шум в ресторане, тем меньше вероятность того, что мы закажем еду в стиле ЗОЖ, и наоборот. А прослушивание музыки в медленном темпе повышает шансы, что и есть мы будем медленно. Что ещё на сегодня известно на эту тему?

Внешний вид блюда, его аромат, текстура и конечно же вкус – всё это оказывает оргомное влияние на то, понравится ли нам оно или нет. Но недавно исследователи обнаружили, что имеет значение и пятое чувство – звук: от болтовни на званом обеде до жужжания пчёл на пикнике. Звук действует как своего рода «приправа». Когда к еде добавляется шум, это может повлиять на уровень восприятия сладости, горечи, остроты или кислинки блюда.

Английский учёный, хрустящие чипсы и ириски
Исследование, проведённое доктором Чарльзом Спенсом, психологом и профессором из Оксфорда, показало, что люди считали чипсы на 15% более свежими и аппетитными, если они слышали громкий хруст во время их поедания. Это объясняет, почему так чертовски трудно остановиться и отложить упаковку с чипсами, как только начинаешь их есть. Нет ничего более приятного, чем хороший хруст при поедании золотистых ломтиков картошки!

КСТАТИ. Некоторое время тому назад в интернете были популярны оригинальные видеоролики - зрители могли смотреть так называемые АСМР видео и слушать, как другие люди едят. Об этом подробно (с примерами роликов) мы писали здесь.

Учёный со своей командой обнаружил, что помимо связи различных высот звука с нашими основными вкусами, многие постоянно сопоставляют вкус и звучание музыкальных инструментов. Например, медные духовые всегда ассоциируются с горьким. Спенс использовал эти данные для разработки гипотезы: можно изменить вкус блюда, транслируя музыку, исполняемую на определённых инструментах. Исследователи выбрали несколько 40-секундных музыкальных треков, которые, по их мнению, обладают сладким или горьким «подтекстом», и проиграли их 20 испытуемым, которых попросили съесть «под музыку» сладости типа ирисок. Предположения оправдались, «сладкая» музыка действительно делала блюдо более сладким, а «горькая» – значительно уменьшила сладкий вкус.

Звуковая приправа на службе здоровья
Чарльз Спенс надеется, что его исследования выйдут за рамки изучения, как сделать мороженое более сладким. Сейчас он пытается выяснить, как использовать звуковую приправу для улучшения здоровья населения. Предыдущие эксперименты показали, что, когда кто-то издает звуки высокой частоты во время питья кофе, он становится заметно слаще; более низкие частоты делали его более горьким. Так что в обозримом будущем производители могут, например, выпускать продукты с пониженным содержанием сахара, которые будут сопровождаться особым звуком, заставляющим не чувствовать нехватку сахара.

Зачем в лондонском магазине размещают QR-коды рядом с сыром
Результатом сотрудничества Кэролайн Хобкинсон, лондонской художницы-экспериментатора, и крупной сети супермаркетов в Великобритании стала «звуковая приправа» к сыру. Кэролайн организовала систему с QR-кодами, размещёнными рядом с образцами сыров в супермаркете. При сканировании код загружает mp3-файл со звуковой композицией для улучшения впечатления от поедания определённого сыра.

По словам художницы, звуки стаккато (музыкальный штрих, предписывающий исполнять звуки отрывисто, отделяя один от другого паузами) делают людей «гораздо более осознанными и проницательными». А лучше всего подчёркивает структуру сыра барабанная дробь.

Для спокойствия включайте классику
Взаимосвязь звуков и еды, конечно, интересует и рестораторов. Некоторые заведения включают определённую музыку в надежде, что это улучшит впечатление от блюд и напитков, но не только.

В Великобритании, согласно BBC News, в некоторых ресторанах быстрого обслуживания решение включать классическую музыку было рекомендовано местной полицией. Так стражи порядка надеялись снизить число хулиганских выходок. В Хартфордшире, городе к северу от Лондона, руководство местного ресторана каждый день отключало wi-fi в три часа дня и начинало транслировать «успокаивающую» музыку с пяти часов вечера. Усилия увенчались успехом: «Мы рады, что с момента введения дополнительных мер безопасности стали свидетелями снижения антиобщественного поведения в ресторане и вокруг него», – заявила администрация заведения. И это не случайно! Современные врачи признают роль музыки в замедлении сердечного ритма, снижении артериального давления и снижении уровня гормонов стресса.

Знакомьтесь: синестезия, которая есть у нас с рождения
До сих пор окончательно не ясно, как работает связка звуков и еды. Хотя существует обширная научная литература о «вкусовых ощущениях». Они появляются в связке с синестезией, редким неврологическим явлением, когда стимуляция одного сенсорного пути вызывает непроизвольное участие другого пути. В интернете гуляет рассказ о россиянине, который сообщил, что почувствовал вкус борща, услышав звук частотой 50 Гц и испытал неприятные ощущения от мнимого вкуса чересчур солёного огуречного рассола, когда услышал звук частотой 3000 Гц (комфортный звуковой диапазон для человека – от 20 до 2000 Гц). Чарльз Спенс считает, что некоторыми аспектами синестезии мы все обладаем от рождения, например, связь сладости с более высокими и горечи с более низкими тонами.

В статье, недавно опубликованной в журнале Appetite, Спенс и Филипе Рейносо-Карвальо, доктор психологических и инженерных наук, звукорежиссёр, исследователь мультисенсорного восприятия, объявили, что написали музыку, которая эффективно усиливает ощущение кремообразности и сладости шоколада.

В одном из интервью Филиппе Рейносо-Карвальо обратил внимание, что почти во всех мишленовских ресторанах нет музыкального сопровождения. «Музыкой сложно управлять, потому что у каждого человека свой музыкальный вкус. Представьте, что шеф-повар решает поставить конкретную музыку для подачи блюд, а некоторым людям эта музыка не нравится. Это может повлиять на вкус блюда и, соответственно, сработать против шеф-повара. Вот почему очень важно уметь понимать музыкальные предпочтения людей во время подобных экспериментов».

Просмотреть полный текст статьи

Link to post
Share on other sites

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...